Самарская городская газета "Молодёжная волна" №49 от 27 ноября 1991 года.


18-20 октября состоялся рок-фестиваль новых
команд "Самый плохой - 91".
ROCK'N'ROLL - НЕ РОСКОШЬ.


...к тому же 30 часов R'N'R (с двумя перерывами на сон), в течение которых приходилось слушать и чудные выступления, и различные откровения, и т. д. "отбирая зёрна от плевел."
С момента фестиваля прошёл месяц. И сейчас, не совсем вблизи, но и не совсем издалека память расставила по местам все впечатления от концертов. Однозначно оставив только одно: это был "праздник, который всегда с тобой", для тех, кто жил этими тремя днями, кто жрал этот фестиваль. Праздником он стал и для меня. Поэтому в первых строчках репортажа - имена тех, кто взвалил на себя это неблагодарное, но любимое дело.
Тамара Гусева, Володя Аверин, Илья Сульдин, Денис Цедрик (худ. оф.). Ну а самым горбатым был, конечно, Руслан Татаринцев, который к концу фестиваля производил впечатление "бурлака на Волге", но сохранившего свое некоторое отчуждение и невозмутимость.
Но вернёмся к рок-н-роллу.
Не претендуя на истину, не посягая на чьё-то мнение, попробую расставить точки над "и" (i), полагаясь на свой личный опыт. И этот опыт уверяет меня в том, что ROCK' N' ROLL - не роскошь, но лучше роскоши рок-н-ролла я ничего назвать не хочу.

За три дня нам удалось послушать "Joy Division", "The Cure", "The Smiths", "Slayer", "Metallica", пост (псевдо?) - "King Crimson", почти весь ленинградский рок-клуб, свердловский "Наутилус", "Воскресенье" и даже "Машину времени". И это нормально. Несколько лет подражания - необходимый этап, за время которого музыканты вырабатывают свои, неповторимый и узнаваемый стиль.
Все команды, уже после фестиваля, поделились для меня на три группы. Первая - яркие интересные выступления, не без новизны и с хорошей рок-н-ролльной хваткой.
Вторая - неплохо сыгранные группы, с приличными данными, но с абсолютно безликой музыкой, при полном отсутствии музыкальных идей. (Повторяющие отечественный рок-н-ролл, который уже сам по себе невольно является копией западных оригиналов).
Третья - невыразительные, искусственные или же совершенно нефестивальные группы.


ИТАК.

"Хуго-Уго" (Тольятти).
Подобную музыку на самарской рок-сцене следовало ожидать. Уже около двух лет меломанские умы прочно завоевала летальная тень Яна Куртиса (Jоу Division). Почти снятый в один J. D. не был в то же время прямым эпигонством, и если группа не захочет заново переписать на русском языке "Unknown Pleasure" и "Closer" (что впрочем им ещё не под силу), а вспомнит, что на дворе 91 год, то их ожидает удачное будущее.
Несколько слов о вокале. На мрачный атмосферный стиль положен панковский вокал, который звучит противоестественно (в данном контексте), и вредит всей концепции "Doom Rock"(a).
Главное открытие фестиваля состоялось здесь же в "Хуго-Уго". Это две песни с вокалисткой Аллой Сорокиной (семидесятью процентами лауреатства группа обязана ей). Для Самары её пение, её интонации - это вперёдсмотрящие 90-е годы.

Может и не только для Самары, хотя Борзыкин и утверждал, что в Питере таких девочек много, и даже сравнил её с Настей и с Инной Желанной. Правда, у меня больше напрашивается сравнение с вокальной подачей Элизабет Фразер (Cocteau Twins). Вполне можно допустить мысль, что мы все ошибаемся насчёт сравнений и прогнозов, или же наоборот, своя доля истины есть в обоих случаях.

Может быть, отказавшись от своего сырого мужского вокала, и обратив внимание именно на Сорокину, "Хуго-Уго" приобретёт более стабильное статус кво.
"Хуго-Уго" открывали фестиваль, и все первые недоработки с аппаратом приняли на себя, причём неполадки явные: пропадал звук, постоянный фон микрофона и т. д. Что ещё больше подчёркивает их удачу.

Итак: Первый хит фестиваля.
Группа "Хуго-Уго" и Алла Сорокина - "Мокрые глаза, мокрое лицо" (по словам припева). Вторая песня не менее удачна, но более сырая и не отработанная.

"Большая красная кукла Лена", подвешенная за руки и за ноги перед входом в фойе Дома молодёжи, срочно была переориентирована на приз и была вручена Сорокиной. Точный формулировки я не понял, но для себя решил так: "Единственной звёздочке фестиваля".

"Поппер" (Тольятти).
Самая отвязная команда из всех концертов. Откровенный драйв, в котором попсовые нотки прекрасно уживались с рок-н-ролльной первобытностью. "Поппер" заслуженно попал в число групп, которые Борзыкин взял бы с собой на раскрутку в Питер, ещё "Рио вокруг Бомбы" (Тольятти).
Музыканты исповедуют новую музыку, как то "Cure", "Smiths". Правда, ещё неустановившийся вокал (но очень выгодный для Поппер-стиля), блуждал между Бутусовым, "А' Студио" и Робертом Смитом ("Cure"). Причём, блуждание явно не сознательное, а именно из-за того, что так (а не иначе) поётся. Очень перспективная группа.
Не берусь судить, как "Поппер" будет выглядеть на студийной записи, но с концертным мышлением у них всё в порядке.

"Лес, Леший и Повешенный": (Алексей Глазков и Вячеслав Сапорыхин).
Леший мне напомнил "гадкого утёнка" Андерсена. Страшно испугавшись своего появления на сцене, и загнав свою искренность под пятки, чтобы никто, не дай бог, не увидел всю её открытость, Леший скомкал всё своё выступление. Очень жаль.
Но один момент, где "утёнок" попытался расправить "лебединые крылья" всё же был. Это песня "Я круче" - второй хит фестиваля.
Музыка "лесников", довольно удачный синтез вельветовского минимализма и русской традиции кабацкой бравады, которая часто граничит с агонией.
Ещё одно слагаемое неудачи. Это фальстарт с настройкой. Я всё никак не мог понять, чего они так долго настраивают свои инструменты (всего две гитары). К тому же, когда музыканты заиграли, мне стал непонятен смысл даже в двое меньшей настройки.

Более полное восприятие музыки Л. Л. П, можно было получить на их выступлении на празднике газеты "Культура". Акустический вариант, дополненный внутренней раскрепощенностью и литром пива, можно считать уже состоявшейся музыкой. Две песни Лешего, одна Повешенного. Первый в акустике -это попытка души разорваться от собственной печали и удали. Русской души. Второй подходит к стилю с более эстетической стороны создания песни, выражая тему мелодии, прежде всего, интонацией вокала. И к слову, очень удачно, к тому же - современно.

Р. С. Д. (рок-н-ролл средней дауности).
Этой университетской группе принадлежит третий хит фестиваля. Песня "Бахотыр Кто" (за правильность написания не ручаюсь) - забойный русский блюз. Гитарист (и видимо лидер группы), явно тяготеет к гитарным пассажам и различным солозапилам, которые только в ущерб их "рок-н-роллу среднерусской возвышенности". А две инструментальные вещи особо погоды не сделали.
В целом, впечатление очень хорошее. Это ещё не ранний "Калинов мост", но уже "Р. С. Д." Группу отметил скрипач "Годза-два", и поступило предложение прослушать демозаписи для возможных концертов в Киеве.

Четвёртая конкурсная команда, давшая настоящий концертный драйв - это "Шиза". которая к тому же уже имеет своих устойчивых поклонников. Четвёртый хит фестиваля "Что я хочу" из репертуара этой группы.
Динамичный ритм-энд-блюз, с некоторым влиянием "Аквариума", добавленный строгим хардом. Но из старых корней выросла по-настоящему самобытная команда.

Наиболее же выгодно и цельно (по сравнению с концертами А, В и С) выглядела металлическая тусовка "D". Предельно откровенная, новая и довольно профессиональная. Зал был заведён с полпинка. "Спайдер", "Торквемада", "Абелюза Мамай" (со странным сочетанием "Ramones", "Motorhead", Майка и "Машины Времени"). И я не стал бы утверждать, что "А. М." играют метал. Очень интересная в музыкальном плане команда. К тому же солидно держатся на сцене.

И чапаевский "Цинцинат", попавший под очевидное влияние "Меtallica".
Уровень тусовки "Коррозии металла", (скажем так: резервный состав). Единственный "Джосер" так и остался на совковом уровне ВИА - Generation.


КОНЦЕРТЫ ГОСТЕЙ.

"Мик, Кук и К°" - главная сенсация фестиваля. Мик покорил всех: и рокера Борзыкина и камерных "ГОДЗАДВА".
Ностальгическая, сентиментальная музыка с психоделией ребенка. Наивная и чистая мелодия, с мотивами блюза, ритм-энд-блюза и рок-н-ролла. Ненавязчивый, полупроснувшийся back-vocal Кука (при отсутствии лидер-вокала). Колыбельная для взрослых. Все настолько неожиданно, забавно, с каким-то нереальным (ослабленным) чувством опасности. И немного печально, как похождения Маленького принца С. Экзюпери.

Недавно, смотря фильм о Джулиане Ленноне, я вспомнил концерт Мика. И почувствовал какое-то еле уловимое родство музыкальной души этих двух концертов. Музыкальное обаяние и тепло - главное начало такою rock'n'rоlla.

"Revelation to John".
Группа Руслана Татаринцева с музыкантами из "Гавроша" и на басе Дженифер-Дженифер из "Урбэн Гада".
Великолепное выступление.
За один год "Апокалипсис" из крутых "Секс Пистолз" превратился в медитативных "Cure" и "Smiths". Впрочем, какие-либо сравнения в статье не утверждают полного знака равенства. Это всего лишь ориентир музыкального вдохновения.
Единственная фестивальная группа, где так ярко выделились музыкальные личности. Матвей Сигалов (экс-"Мад", сейчас "Гаврош") - по моему мнению самый верный, тонкий и, что очень здорово, немногословный гитарист Самары. Уже мастер. Его игра - не какие-то стандартные запилы, а именно пульс свежей крови.
Ёмкий, басовый шаг Дж.-Дж. создавал объёмную завершённость и звучал очень корректно, хоть и скупо, что в данном случае было именно чувством меры.
Песни Татаринцева - одни из лучших, которые были на фестивале. Мелодическая щедрость и, прежде всего, качество музыкальной темы. В результате они совершенно непохожи друг на друга и объединены только личностью автора.
Кстати, здесь же ещё один безусловный хит "Полуночное солнце", и не менее удачные: "Последняя песня" (где появляются своеобразные нотки" заклинания) и явно "кьюровская" песня на английском "Манчестер".

"Холи" (Казань).
Группа получила наибольший отклик в зале и завела его лучше, чем "Гаврош", (не считая металлических концертов). Вроде элементарный ритм-н-блюз, буги вуги, классический рок-н-ролл (даже "Dizzy Miss Lizzy") с хорошим чувством ритма и техникой. Но именно эта элементарность была в выигрыше. Тёплый и плотный саунд. Есть контакт!

"GODZADWA" (Киев).
Создана бывшим гитаристом "Коллежского асессора" Глебом Бутузовым.
До Самары группа выступала в Москве, Питере, Кишиневе, Запорожье. Так что, мы услышали эту группу одни из первых.
Определить состояние музыкального посыла очень сложно, настолько своеобразна их музыка. Если копаться в корнях, то можно "притянуть за уши" сравнения с "Pixes", что впрочем будет не совсем близко к истине.
К тому же, слушать мешали постоянные выкрики из зала: "Давай на русском".
(Песни "GODZADWA" исполняет на английском, итальянском, украинском языках).
И самый интересный перл фестиваля состоялся в это время.
Один из сидящих в зале, доведенный повторяющимися гопниковскими выкриками, не удержался: "Да пошел ты со своим русским!" Русский русского на русском! (И смех, и грех).
Надо сказать, что музыканты невозмутимо реагировали на хамство рок-гопников и прекратили выступления только по техническим причинам (сломалась педаль у ударной установки; на гитаре порвалась струна; а скрипичный смычок, даже издалека напоминал длинный хаер ветерана хиппи). Всеобъёмный звук, заполнивший аудиторное пространство. Просто потрясающая сыгранность группы были настолько убийственны и ошеломляющи, что уже тогда мне на ум пришла фраза австрийского монарха по поводу одной из опер Моцарта после её премьеры (в фильме "Амадеус"): "Здесь слишком много нот". Это недалекое монаршее высказывание, принимая эмоциональную окраску, становится просто классическим определением подобной музыки. Если всё же попытаться как-то её (музыку) осмыслить, то получится что-то вроде новой психоделики, наполненной романтизмом и иронией с сильно выраженным фольклорным началом.

КОДОЙ посещения киевлянами города стала эмиграция нашей самарской кошки в Киев.
Она поселилась самым наглым хозяйским образом в гостиничном номере у музыкантов. Очаровала впечатлительных музыкантов и уехала в украинскую столицу за пазухой у скрипача.
Счастливого пути, кошка!

Это самые яркие выступления, по моему мнению, на фестивале. К сожалению, я пропустил выступление нынешнего "МАДа", но слышал только положительные отзывы.

Теперь о группах, которые стоят несколько особняком, потому что деление по трём принципам всё же не абсолютно и не совсем верно.

Первая, это конечно же "Гаврош". Всеми почитаемый и любимый. Группа очень понравилась Борзыкину. Но мы-то видим, группу не в первый раз и знаем, на что он (Гаврош) способен. Фестивальное выступление в этот раз очень сильно проигрывало прошлогоднему. Несыгранность группы была явной. Появилась опасность затасканности музыкальных тем и приёмов. Самоэксплуатация, я бы так назвал ситуацию, в которую попали музыканты. Матвей (который новичок группе, но один из самых лучших гитаристов города) откровенно лажал. Эдик сохранил до конца выступления (обычно всегда ломал) микрофон. Старые вещи звучали, как новые. А новые были совсем старые. Видимо, именно сейчас в группе, ярко выражен творчески кризис, который может дать толчок или вверх, или вниз.

А. Аникин (Перекрёсток) - гитара и Владимир Сомов (Репортаж) барабаны.
Не преодолев сложности с репетиционной базой, Аникин решил выступать без группы, а вот таким дуэтом. Непоколебимая верность жанру - главное кредо "Перекрёстка" (сейчас "Диплодок"): xaрдовые баллады, жёсткий ритм-н-блюз. Всё на уровне достойном эти музыкантов. Ни больше ни меньше.
Но количество поклонников такой музыки уже не столько, сколько было два года назад. К тому ж Аникин не играл хитовые вещи и, принципе, не пытался их делать. При всём при этом выступление безусловно достойно уважения и не навело скуку на зал.

РУКИ (экс-Грудь и наводчики) одна из надежд городского рока. Увы, нарочитая элитарность, которой добилась группа, с рок-н-роллом имеет мало общего. Я бы назвал их программу искусством скуки.
Попробую объяснить, что имею виду. Музыка подобного арт-психоделизма строится из двух вещей: развитие темы (вводы) и тем (медитация, выводы).
И главная тут проблема в норме того и другого.
Нагнетание темы не должно быть больше или меньше, а именно столько, сколько надобно, чтобы раскурить сигарету: пару затяжек.
Всё остальное - "это наслаждение c опущенными руками и закрытым глазами, изредка потягивая тлеющий окурок".
У "Рук" всё переставлено с ног н голову. Долгие и неоправданны судорожные инструментальны партии, напоминающие индустриальные конструкции и строительный жаргон: вира, майна. В случае с сигаретой - это напоминает сыро: табак, который только к концу высыхает, и ты, не успев нормально затянуться, посылаешь подальше табачную фабрику и индейские племена, придумавших такое сомнительное развлечение. Безусловно, в музыке было немало интересных моментов, но все они не были связаны одной нитью и оказались сиротами и одиноким голосом в шуме машин.

Урбэн Гад - группа выступавшая в конкурсной программе. Не мудрствуя лукаво музыканты делали классический панк образца 70-х (другое мнение - тяжелый "Cure"). Сорвали кучу аплодисментов. Но в то же время программу "Урбэн Гада" назвать новой или же разнообразной трудно. И появись на фестивале ещё парочка подобных групп, то явление было бы и не так заметно. Однако не отметить сыгранность коллектива и рок-н-ролльный блеск нельзя. Но музыка - стандарт. А стандарт - это всегда скучно.
К тому же стоит обратить внимание на соответствие лозунгов своему имиджу. Если ты кричишь со сцены: "Да здравствует минет" (что сделал вокалист У.Г.), то будь добр устроить что-то подобное. Хотя бы начать раздеваться или раздевать кого-нибудь. Иначе такие декларации выглядят как рок-сутенерство.

Самая большая оговорка, по поводу ансамбля "Алмазный круг".
Фирменный вокал Эльмара Мамедова, полная инструментальная полифония и гармония звука.
Но... Вероятно, на каком-нибудь "Самом хорошем" или "Сан-Ремо" их балладная попсовость была бы к месту. Музыкальная солидность, которой добилась группа, не стала выразителем субкультурности R'N'R. Т.е. тем, для чего и как R'N'R появился на белый свет, увлекая подростков, высасывая из них энергию, взрослея вместе с ними. И снова появляясь, как откровение, через 10 лет в новом поколении, в новом качестве.
В акустике "Алмазный круг" смотрелся куда как интереснее. Намного меньше приглаженности.


ДАЛЬШЕ.

"У.В." - (Красный Яр).
На советских "Уралах эти ребята делали очень хороший звук. Играли ритм-н-блюзовую традицию. Но настолько безликую, что уже через пять минут невозможно было вспомнить, что же они играли. Что-то там про пиво. И якобы блюз.
АВВС, Репетиция оркестра. Гной (Тольятти), Атака Теней (Жигулевск). - Разные команды, но равноликие по степени восприятия. И ничего плохого или хорошего сказать о них нельзя.
Разве что про красные камзолы "АВВС", пункерство "Гноя" (напоминавшее "Ва-Банкъ"), "Машинизм временизм", "Репетиции оркестра" и искреннюю, но слабую копию "Воскресенья" жигулевской "Атаки".
"Нервные люди", по большому счёту, можно отнести сюда же. Но по-маленькому - у них лауреатство и поэтому следует остановиться поподробнее.
В этой команде сконцентрировался весь питерский рок-клуб ("Кино", "Ноль", "Аукцион"), свердловский "Наутилус", московская "Бригада С" и даже самарский "Гаврош".
Играли очень хорошо, слаженно, но так себе, без драйва, без задора. С какой-то позой "ветеранства".
К тому же сильное раздражение вызывало то, как настраивалась группа. 15 - 20 минут (и на конкурсном, и на лауреатском концертах). В то время, как для выступления не дается больше 20 минут. И почему "Н. Л." получили подобную поблажку - непонятно. Зато из-за этого понятна реакция поклонников "Шизы", когда их кумирам не дали спеть песню по просьбам.
Впрочем, подобные накладки должны научить и музыкантов, и организаторов (но только не зрителей).

"Записки мёртвого человека" (Казань) - если бы это была не приглашённая группа, то, может быть, и не стоило бы даже останавливаться на ней. Совершенно вялый, безвольный хард и жутко затянутый рок-н-ролл. К тому же занудный, как работа неотрегулированной стиральной машины.

"Гребля на байдарках и каноэ" (Тольятти).
Серьезная "клоунада", которая выдается за маразматический стёб, на самом деле всего лишь дешёвый эпатаж публики. Не более.
Сознательный минимум инструментов совсем не компенсировался каким-либо музыкальным поиском. Манимализм, в данном случае, проявление просто творческого дефицита.
Скорее всего это напоминает акустический "Аукцион" и слабый PERFOMANCE. Но на фестивале "СТЭМов" или, на худой конец, на грушинском, "гребцы" прокатят. Иначе "Самому плохому" придётся менять девиз "Долой Серость" на "Все жанры к нам". И оттого, что Дюша Глебович называет свою "музыку" детским народным джазом, ничего не меняется.

"ЛСД" - опустим.
"75 штат" (Тольятти) - тоже.
"Вокзал" - не смотрел.

"Рио вокруг бомбы" - выступали уже утром в 7 часов и впечатления не произвели. Впрочем, нужно сделать скидку на выжатость зала и музыкантов к этому времени, после тяжёлой ночи.

Ну и Самые - Самые.

"Гонь" - образ маленького "Любэ". Совершенно ненормальная для фестиваля группа, с их пошлостью "Бронетёмкин Поносец". Убогое посвящение Майку: "Нас сплотила "Красная волна"". К сведению авторов "Гони", Майк к "Red wave" никакого отношения не имел, а даже наоборот наотрез отказался участвовать в этом проекте, по своим принципиальным соображениям.

Достойным продолжением выступления стало интервью для программы "И так далее", где Ермолаев вполне серьёзно отвечал на вопрос о преемственности революционных песен и продолжении этих традиций в их творчестве. Вот уж по-настоящему гонь.

"Сопротивление" - полноценное воплощение недоношенности. Как это ни грубо, но иначе такие смотры плохой художественной самодеятельности не назовёшь. Как вообще они умудрились попасть в конкурс. Приблизительный блюз, (также, как шлюпка - приблизительный крейсер).

Несколько общих впечатлений от фестиваля.

Поражало количество сидящих гитаристов. Такое ощущение, что это не рок-фестиваль молодых команд, а одолжение старичков, соизволивших внять просьбам и мольбам зала осчастливить всех своим появлением. Не было постоянной атаки, работы. Кое-кто, например, "Сопротивление", "Нервные люди", вообще выступали как бы из-под палки, отрабатывая повинность.
По словам того же Борзыкина, "в ленинградском рок-клубе команды рубились до последнего. А чтобы сидеть на сцене, нужно быть Маклафлином".
До сих пор неоднозначно мнение насчёт необходимости жюри. Мне кажется, по сегодняшнему уровню новых команд, жюри понадобятся, как минимум ещё года три.
Хоть остались обижённые. (Например "У. В.", которые пытались получить сатисфакцию у Борзыкина) тольяттинские лауреаты самые справедливые кандидатуры.
А хорошая, профессиональная игра на патриотических гитарах, ещё не повод рассчитывать на признание (Это для "У. В.").

По поводу. профессионализма. Планка фестиваля поднята довольно высоко, и уровень в целом радует.

Насчёт идей - небогато, но по сравнению с прошлым "самым плохим" их гораздо больше.
Самое больное место в нашем рок-н-ролле - это, конечно, тексты. За редчайшими исключениями. А именно, "фифти-фифти", текстов и музыки определяет успех. Праздник безусловно состоялся, со всеми его нестыковками, которые, может быть, даже стали продолжением его достоинств. Или же наоборот - отчерчивали эти достоинства более ярко.


МАРК БЕЛЫЙ.


назад на пресса вверх продолжить
вернуться на "Хуго-Уго"
© Учитель Ботаники
Официальный сайт "Учитель Ботаники": http://uchbot.lenin.ru/
Пишите нам: e-mail: uchbot@mail.ru



© Карманов А.О.

4 мая 2000 года


вернуться на главную страницу