Втиснуть в ограниченный объем понятие "культура растафари" невозможно. Но попробую, только пенсне надену. Итак: рок- и поп-музыка давно уже перестали быть только лишь шоу-бизнесом, уже третий десяток лет молодёжная музыка служит проводником - и весьма эффективным - различных культов и идей. Так, бунтари 60-х узнавали о "новом левом" не из трудов Герберта Маркузе, а но песням Боба Дилана, то же произошло и с растой - об идеях панафриканизма молодёжь узнала из песен Боба Марли, Альфа Блонди, Питера Тоша и "Блэк Ухуру". Пусть и в чрезвычайно профанированном виде. До России раста докатилась в конце 70-х. Одно время даже БГ называл себя "белым растафари". А началось всё 60 лет назад.
Растафаризм (или раста) возник на Ямайке как секта, обожествлявшая раса (то есть принца) Тафари Маконена, ставшего 2 ноября 1930 года императором Эфиопии под именем Хайле Селассие ("Власть Троицы"). "Символ веры" культа сводился к пяти основным положениям: Хайле Селассие I - живой бог; он всемогущ, ему подвластна даже ядерная энергия; чернокожие - это эфиопы в изгнании, новое воплощение древних иудеев. Бог жив и находится в мире, это - Хайле Селассие I, царь царей. Лев Иудейский, слава Дома Соломонова. Небо и рай - это обман, рай чёрного человека - на земле, в Эфиопии. Интересно, что, когда в 1974 году растаманам показывали газеты с известием о смерти Хайле Селассие, те только презрительно смеялись: "Ложь Вавилона! Империалистическая пропаганда!" Иногда добавляются положения о том, что мир находится накануне репатриации чёрной расы на родину, в землю обетованную, а потом начнется эпоха, когда чёрная раса будет править миром.
Система взглядов растафари состояла в следующем: Хайле Селассие - избавитель расы чёрных иудеев, история еврейского народа, изложенная в Ветхом завете - это история африканцев, а белые евреи - самозванцы, выдающие себя за богоизбранный народ. За грехи свои чёрные иудеи были наказаны рабством в Вавилоне. Бог давно простил свой избранный народ, которому вскоре суждено вернуться на Сион, известный непосвященным как Аддис-Абеба. Эфиопия - рай чёрного человека, Америка - это ад, Вавилон. Церковь - орудие Вавилона для обмана чёрнокожих, а избавление ждёт их не на небесах, а в Эфиопии.
Изначально приверженцы растафари понимали репатриацию буквально, но со временем она стала толковаться как возрождение духовной культуры Африки в душе человека, как "репатриация сознания". Растаманы полагали, что белые исказили Библию, утаили самые важные ее моменты. Но остались намеки, которые может верно истолковать просветленный ум. Для "просветления" рекомендовалось курение "гнджи", на местном наречии - "кайя", под которой понималось всякое упоминание "древа" и "травы" в Библии. Стрижку и бритье растаманы считали грехом и стали носить длинные локоны - самую характерную деталь их внешнего облика - так называемые "дред-локс" - "ужасные патлы".
В принципе, таких утопических культов в Африке и Вест-Индии тысячи. Но растафари была уникальна своей музыкой - рэггей, которая, будучи по звучанию близкой к рок-музыке, стремительно вырвалась с Ямайки и стала распространенным во всём мире явлением поп-культуры, превратившись из народно-религиозного движения в модный стиль. Вокруг заводной музыки рэггей образовалась субкультура чёрной молодёжи Запада. К 70-м годам сложилось неповторимое, гипнотическое, тягучее и одновременно ритмичное завораживающее звучание рэггей, в котором была и первобытная радость жизни, и пронзительная иррациональная тоска закатных пляжей Карибских островов. Музыканты, играющие рэггей, "качали" - особо подчеркивали - третью долю такта, акцентируя звучание басового барабана и тарелок. А вот соло-гитары, характерной для западной рок-музыки, в рэггей не было. Ёе ввёл самый культовый растаман - Боб Марли, благодаря которому и произошёл "великий прорыв на Запад". Правда, до конца жизни на него сыпались упрёки за опошление "духовной музыки". По "понятиям", настоящий музыкант рэггей должен презирать эстраду, где зарабатывают деньги, развлекают. Он должен проповедовать, исполнять миссию, "открывать истину". Стиль песен рэггей - это стиль проповеди, особый, доверительный, обличающий или призывный тон. Боб Марли пел: "Африка, объединяйся!" и "Так что же, братья, так что же, сёстры, какой же путь изберём мы с вами?" К 90-м рэггей как продукт потребляемый очень "опопсился", практически все уже забыли, что певица Пума Джонс из легендарной группы "Блэк Ухуру" в 60-х была активисткой движения "Чёрная власть" в Гарлеме и студенческого движения. Многое в растафари и движении хиппи "Дети цветов" оказалось близким, но наибольший успех рэггей пришёлся на начало 80-х, когда его подхватили панки.
Поначалу шоу-бизнес вычищал из песен всё, связанное с растафари и "субкультурой чёрной нищеты". Позже именно экзотический бунт оказался для потребителей наиболее привлекательным. В том числе и для России, где вечно не хватало солнца и беззаботного, радостного отношения к жизни. И пожалуй, именно в России возник экзистенциальный мрачный рэггей, рожденный группой "Комитет охраны тепла" под руководством Сергея "Олди" Белоусова. Сильные вещи выдавал нагора Олди, но людям с неустойчивой психикой их слушать не рекомендуется. Ему же принадлежит и самое емкое определение российского рэггей - "светлая сказка".
Не думаю, что мамам есть повод беспокоиться: рэггей предоставляет подросткам, уставшим от холодов и серости, возможность общения, а курить совсем не обязательно, чтобы "врубиться". Из российских исполнителей рэггей наиболее значительными мне представляются, помимо уже упомянутого "КОТа", Ольга Арефьева, московская группа "Джа Дивижн", некоторые вещи питерско-московской и ныне незаслуженно забытой группы "Выход", где "основным" - Сергей "Си-Ля" Селюнин, да и все, пожалуй. "Учителя ботаники" я, к сожалению, не слышал...
Так что ищите, слушайте. Из песен вы узнаете гораздо больше интересного, чем из того псевдонаучного бреда, что я тут нагородил. Как писала Рита Марли: "Кто чувствует это - тот знает это". И не слушайте Ладу Дэнc. "Реггей в ночи" - это не реггей. Это музыкальный мусор..
Дядя ПИТЕР
|